Про «экономию» при заказе лестницы

Про «экономию» при заказе


Написать данную статью меня сподвигла прошедшая неделя. Столкнувшись с абсолютно разными, но имевшими абсолютно одинаковую цель — сэкономить, подходами к заказу лестницы, я какое-то время пребывал в некотором недоумении и попытках осмыслить происходящее. Наконец, несколько обобщив материал в сумме с накопленным ранее опытом, я попробую донести до тебя несколько нехитрых мыслей. Извини, накипело.

Итак, как показала практика, наш человек руководствуется при поиске лестницы двумя вещами:

— Желанием сэкономить (вполне естественным желанием любого нормального человека);

— Рассказами, мифами, байками и полным незнанием вопроса.

И если первый пункт весьма похвален в своем стремлении, то второй пункт зачастую доводит это стремление до полного абсурда… Начну по порядку.

Поскольку обычный человек занимается стройкой не каждый день, а, возможно, единственный раз в жизни, очень многие вопросы ему приходится проходить также впервые и единственный раз в жизни. Узкоспециальной литературы навалом, но перечитать весь этот навал способны немногие. И какой бы классной и специализированной не была эта литература, в ней нет ответа на главный вопрос: «Сколько стоит?».

Нет, ну правда. Вот я столкнулся с покупкой новой стиральной машины, так листаю интернет уже третий день, с ценами тут все ясно, неясно собственно со стиралками. (А это, между прочим, даже не покупка телевизора. И тем более, не автомобиля.) Притом, что опыт эксплуатации всего вышеперечисленного у человека есть. И, обычно, не единичный. Кроме того, практически все изделия массового потребления давным-давно стандартизированы, и сравнить одно с другим достаточно просто…

А вот как сравнить две различные по конструкции лестницы? И как определить, стоит конкретный экземпляр своих денег, не дорого ли это? Или дешево, но даром не надо? Вот тут и информации явно не хватает, и, зачастую, желания разобраться. Особенно радует вопрос по телефону типа : «Здравствуйте, а сколько стоит у вас лестница?» … Уточнять какая конкретно — поверь, бесполезно. Начинаешь мямлить что-то вроде «У нас цены начинаются от (скажем) сорока тысяч»… — «Ой, от сорока, это дорого, мы видели дешевле…». Ну-ну. Что вы видели? Из чего сделано? Сколько будет стоить установка этого? Как потом по этому будет ходить? Сколько оно простоит и не развалится? Ты мне на конкретный экземпляр покажи и спроси: «Вот это сколько?».

Кроме этого, иногда у меня создается впечатление, что цена на уже установленную дома лестницу у заказчиков — самый охраняемый секрет нашей эпохи, после того, кто убил Кеннеди. Приходилось сталкиваться с случаями, когда заказчики в ответ на вопрос знакомых о цене установленной лестницы завышали оную в несколько раз. В общем-то неприятный момент. Ну кто пойдет заказывать лестницу втридорога, пусть лестница и понравилась? А проверять за знакомыми цены вряд ли кто-нибудь будет… Вот и потерянные клиенты, а для клиентов — потерянный хороший поставщик. И ведь всплыло совершенно случайно… Или обратный случай, когда мне клиент с пеной у рта доказывает, что аналогичная его лестнице соседская обошлась тому аж в 2 раза дешевле. И тут обычно два варианта:

1. Если заказывалось у меня. Ну не в два, а все-таки, оказывается, в полтора. Почему? У соседа ступени березовые, а заказчик выбрал дуб. У соседа ограждение с одной стороны, у заказчика — с двух. Да и сами стойки ограждения заказчик выбрал подороже, чем у соседа. И покраску заказал, а сосед красил сам кисточкой. Вот и набежало аж в полтора раза дороже, вроде понемногу-понемногу, а ого! Есть желание удешевить? Сейчас, возьмем комплектацию попроще… Что, не надо попроще? Ну не надо, так не надо, желание клиента — закон…

2. Если заказывалось где-то еще. Сомневаюсь, что получится дешевле не в ущерб качеству — проверено. В случае изготовления деревянной лестницы под заказ все изготовители приходят примерно к одной цене, плюс-минус, если и есть разница, то незначительная… Кстати, цены мы мониторим, поэтому в нашем случае разница будет, скорее всего, в сторону уменьшения. Если речь идет о сборных системах типа «уника» или «Dolle» — это лучшее предложение по цене-качеству на сегодня. Иначе я бы уже предлагал клиентам что-нибудь другое, это же наш хлебушек.  Значит другие варианты либо «сильно догоже», либо сильно проигрывают по качеству, а особенно надежности. Ведь я же несу финальную ответственность перед заказчиком за конечный продукт, в конце концов…

Кстати, по поводу вышеизложенного. Есть еще один серьезный подводный камень при попытке сэкономить — выполнение различных этапов работы над одним проектом разными исполнителями. Одни варят каркас, другие его обшивают, третьи ставят ограждение. А потом лестница скрипит и шатается. Обшивщики кивают на сварщиков — те, мол, криво и непрочно сварили, а сварщиков тех уже и днем с огнем не найдешь, варили год назад. Установщики перил кивают на обшивщиков, мол, те криво обшили плохим деревом, поэтому перила криво стоят и шатаются, обшивщики огрызаются, что вы же сами хотели подешевле… Крайнего найти очень трудно и в итоге крайней оказывается эта несчастная лестница, по которой и ходить нельзя и выбросить жалко.

 

К чему я развел всю эту болтологию? А к тому, что часто заказчик почему-то не доверяет изготовителю. К чему исходят истоки этого недоверия, — сказать сложно. Но факт остается фактом — желание сэкономить гонит заказчика не на более плотную работу с проектом, выбором материала, конструкции — более тесное сотрудничество с изготовителем, а на попытку схитрить, где-то проскочить попроще… Зачастую не подозревая, что он в это «попроще» сейчас и вляпается. И то, что казалось ему более простым и дешевым, оказывается тянет за собой целый комплекс проблем. Думаешь, я сочиняю? Последние два проекта из трех — именно описываемый случай, когда люди сначала приходят за проектом и расчетом, потом им кажется, что дорого, они пытаются реализовать проект частично сами, меняют конфигурацию, материалы, количество ступеней наконец. А потом хватаются за голову — ай, мы же не подумали, что вот это надо теперь заделывать, это закрывать, а тут теперь как будет?… Приезжаешь и видишь, что вся идея загублена на корню а главное — реализация моей, оставшейся части проекта, теперь значительно дороже, чем была изначально и перекрывает их экономию с лихвой. Вот так вот, да.